Оргдизайн: Операционка или развитие?

22 сентября 2021

Для развития мало желания развиваться. Для развития нужна структура, способная к масштабированию, делегирование власти и ресурс, способный решать задачи масштабирования. В теории выглядит всё вроде просто и очевидно. И ничто не мешает развитию. А как на практике?

Структура

Самая распространённая оргструктура в действующем малом бизнесе - плоская. Один овербосс-визионер и единственный плоский уровень иерархии под ним: подчинённые коллеги-исполнители, поделенные в соответствии с компетентностями на условные отделы. В отделе номинально может быть кто-то "за старшего" с функционалом контроля, но собственно власть - у овербосса. И это не обсуждается. Овербосс в лучшем случае ставит задачи, в худшем - раздаёт ценные указания. Всем вместе и каждому отдельно.

У такой структуры есть неоспормые достоинства. Она абсолютно устройчивая, моноранговая и прекрасно обеспечивает ресурсом нишевый продукт или сервис. Недостаток один, но существенный: она не масштабируется. Совсем. Может увеличиваться только в одной плоскости. Причем, размеры этой плоскости зависят только от ресурса овербосса. В какой то момент его не хватает, чтобы раздать ЦУ всем. Кто-то остаётся без задачи и бездействует. Что губительно сказывается на жизнеспособности бизнеса \ продукта.

Можно совершенствовать эту плоскость, полировать и повышать эффективность. Но существенных перспектив развития у неё нет никаких. Только операционка, только хардкор.

Развитие - это масштаб

Масштабировать можно только пирамидальные многоранговые структуры. Для этого овербоссу нужен как минимум "второй этаж" из боссов среднего звена, на который он может делегировать постановку задач (власть). Если захочет, конечно. В большинстве случаев овербосс, при всём желании и твёрдых намерениях развиваться, не готов делиться властью. Почему-то он любое делегирование собственных полномочий воспринимает, как потерю собственной власти.

Но и это ещё не всё.

Разделение задач

Для развития нужен ресурс для развития. Внезапно, да? И это не деньги. Это структурный юнит, например, отдел или специалист, освобождённый от задач операционной поддержки бизнеса. Который выполняет задачу развития. По сути это - инженер-исследователь возможностей для масштабирования, выдвигающий и проверяющий гипотезы на практике. Это бесконечный эксперимент.

Это кажется очевидным по тексту, но в реальности, наш малый бизнес действует в дефиците ресурса, особенно человеческого. И наш знакомый овербосс в этом дефиците лавирует и хитрит, как может. И эта хитрость заводит его в тупик, потому что способности равития\ масштабирования не могут обеспечиваться тем же ресурсом, который поддерживает текущую жизнеспособность бизнеса. Это разные сущности.

Нет, маркетинг - это не развитие. Новые клиенты нужны для поддержки штанов, а не для масштабирования.

 


Удачных решений!